АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО НОВОМУ



C 1 января 2014 года вступил в силу закон, который предусматривает новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28.12. 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда предусматривает замену прежней процедуры аттестации рабочих мест.

С недавних пор (лет эдак 5-7) мы с большой настороженностью и опасением относимся к нововведениям и законотворчеству нашей неутомимой Госдумы, не обманулись в своих ожиданиях и на сей раз. Что же не устраивает нас в необходимом и полезном (по намерениям) законе?

Во-первых, спецоценку рабочих мест должны проводит абсолютно ВСЕ предприятия и ИП. Исключение составляют лишь работодатели физические лица, не являющиеся ИП, а также не подлежат спецоценке надомные и дистанционные рабочие места.

Согласитесь, можно было бы сделать исключение для предприятий малого бизнеса, в частности, в фирмах где один работник- директор (и зачастую он же учредитель) спецоценку проводить как-то даже нелепо…

Во–вторых, штрафы за непроведение спецоценки, а также за другие прегрешения в трудовом законодательстве (а с 2015 года штрафы не маленькие, смотрите таблицу ниже) фиксированные и не зависят не от размера бизнеса, ни от количества рабочих мест.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

— обязательных медицинских осмотров;

— обязательных психиатрических освидетельствований;

— обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Если для большого предприятия данные штрафы не принципиальны, то иной малый бизнес они могут запросто подкосить. Вообще, на наш взгляд, суть штрафов — это соразмерность наказания нарушению, поэтому гораздо разумнее было бы применять какую то процентную шкалу, в зависимости, скажем от выручки.

Если вы впечатлились размером штрафов и решились на проведение данного мероприятия, небольшие подсказки, как провести спецоценку.

1) Ищите в интернете фирмы, занимающиеся данными услугами, выбираете одну из них и заключаете договор. Перед заключением договора потребуйте у них копии документов об аккредитации. Кстати, если компания была аккредитована в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, она вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательной лаборатории (центра), но не позднее, чем до 31 декабря 2018 года (ч.1 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

2) Создаете комиссию, утверждаете график проведения работ.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах компании ее руководитель издает приказ о создании комиссии, которую должен возглавить он сам или его представитель. Согласно закону в состав комиссии нужно включить нечетное количество работников компании. Среди них обязательно должен быть специалист по охране труда, а также представители профсоюза, если они на предприятии есть (ч.1, 2 и 4 ст.9 Закона N 426-ФЗ). Видимо, если на предприятии из работников один директор, он сам себе и нечетный, и комиссия.

Комиссия должна разработать и утвердить график проведения работ по спецоценке.

3) Определяете перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке.

Комиссии надо определить аналогичные рабочие места (ч.5 ст.9 Закона N 426-ФЗ). Кстати, аналогичными признаются рабочие места, на которых используется однотипное производственное оборудование, действует одинаковый набор вредных (опасных) производственных факторов (ч.6 ст.9 Закона N 426-ФЗ). В ходе проведения спецоценки достаточно оценить 20% аналогичных рабочих мест, но не менее двух (ч.1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).

4) Далее – работа специализированной фирмы, с которой вы заключили договор. Они должны провести идентификацию вредных и опасных производственных факторов. Кстати, в соответствии с частью 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ и пунктом 10 Методики не нужно проводить идентификацию в отношении рабочих мест:
— в связи с работой, на которых сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда;
— на которых, по результатам ранее проведенных аттестаций или спецоценок, были установлены вредные (опасные) условия труда.

Если будут выявлены опасные условия труда, эксперт должен принять решение о замерах уровня вредных факторов. Это необходимо для отнесения условий труда к 3-му или 4-му классу опасности, так как именно от класса (подкласса) теперь зависит тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.

Если вредные (опасные) факторы по результатам идентификации не выявлены эксперт фиксирует отсутствие на рабочем месте вредных (опасных) факторов. Условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В отношении таких рабочих мест работодатель подает декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п.8 Методики).

5) Получаете от экспертов отчет, который утверждается комиссией, и предоставляете декларацию. Декларацию нужно представить в территориальное отделение Роструда не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения Отчета о проведении спецоценки.

Кстати. По общему правилу оценка условий труда проводится не реже одного раза в пять лет (ч.4 ст.8 Закона N 426-ФЗ), если нет оснований для внеплановой оценки. Основания для проведения внеплановой спецоценки условий труда перечислены в статье 17 Закона N 426-ФЗ, например: изменение технологического процесса или состава применяемых сырья и материалов, несчастный случай на рабочем месте и так далее. Если такие обстоятельства отсутствуют, декларация по истечении срока ее действия считается продленной на следующие пять лет (п.4-7 ст.11 Закона N 426-ФЗ).

6) Знакомите работников под роспись с результатами спецоценки (в течение 30 календарных дней).
Кстати. Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (3-й и 4-й класс), имеют право, в частности:
— на повышенную оплату труда — не менее 4% оклада, установленного для соответствующего вида работ с нормальными условиями труда ( ч.2 ст.147 ТК РФ);
— сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ч.1 ст.92 ТК РФ).

Наверх Яндекс.Метрика