С 1 января 2012 года изменился порядок ведения кассовых операций



С февраля 2012 года проверки кассовой дисциплины осуществляют налоговые инспекции в соответствии с Регламентом проверки учета выручки. Эти проверки отличаются от проводимых ранее банками.

Раньше проверялся порядок соблюдения лимита остатка кассы, установленного банком и порядок ведения кассовых операций. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, условия хранения наличных средств и ценностей, а также полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, представителем банка не проверялись.

Сегодня налоговые органы, в которых состоят на учете налогоплательщики проверяют по другому. Особенности таких проверок:
— проверки проводятся вне рамок НК РФ, правовыми основаниями являются те же нормативные акты, на основании которых проводятся проверки ККТ (порядок проведения проверок ККТ смотрите здесь);
— предметом проверки является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у ИП;
— в рамках проверки контролеры имеют право получать всю информацию о ККТ и БСО, как и в рамках рассмотренной выше проверки ККТ, а также другие документы по учету выручки;
— по результатам проверки составляется акт;
— в случае выявления нарушений возбуждается производство по делу об административном правонарушении;
— проверяемый объект имеет право обжаловать результаты проверки в досудебном порядке.

Что касается документов, которые налоговики имеют право затребовать в рамках проверки, их перечень является открытым, в него кроме документов по ККТ и БСО включены, например:
— авансовые отчеты;
— книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;
— книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО;
— книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО на основе патента;
— распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег.

Сроки проверки устанавливаются руководителем налогового органа, но не могут превышать 20 рабочих дней с даты предъявления объекту проверки поручения.

Таким образом, в отличие от банковских проверок новые проверки имеют целью не только проверку соблюдения порядка ведения кассовых операций и работу с ККТ и БСО, но и полноту учета выручки, для чего будут запрашиваться первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
Вопрос, как часто будут проводиться эти проверки, пока остается открытым.

Период, который налоговый орган вправе проверять, действующими нормативными правовыми актами не ограничен. Но, учитывая ограниченный срок привлечения нарушителей к административной ответственности, скорее всего, он не будет слишком продолжительным. Напомним, что штраф может быть выписан не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

Наверх Яндекс.Метрика