- Без рубрики
- 12 мая 2015
C 1 января 2014 года вступил в силу закон, который предусматривает новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28.12. 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда предусматривает замену прежней процедуры аттестации рабочих мест.
С недавних пор (лет эдак 5-7) мы с большой настороженностью и опасением относимся к нововведениям и законотворчеству нашей неутомимой Госдумы, не обманулись в своих ожиданиях и на сей раз. Что же не устраивает нас в необходимом и полезном (по намерениям) законе?
Во-первых, спецоценку рабочих мест должны проводит абсолютно ВСЕ предприятия и ИП. Исключение составляют лишь работодатели физические лица, не являющиеся ИП, а также не подлежат спецоценке надомные и дистанционные рабочие места.
Согласитесь, можно было бы сделать исключение для предприятий малого бизнеса, в частности, в фирмах где один работник- директор (и зачастую он же учредитель) спецоценку проводить как-то даже нелепо…
Во–вторых, штрафы за непроведение спецоценки, а также за другие прегрешения в трудовом законодательстве (а с 2015 года штрафы не маленькие, смотрите таблицу ниже) фиксированные и не зависят не от размера бизнеса, ни от количества рабочих мест.
Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Вид нарушения |
Размер штрафа, руб. |
|
для должностных лиц |
для юридических лиц |
|
Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение |
От 5000 до 10 000 |
От 60 000 до 80 000 |
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: | От 15 000 до 25 000 | От 110 000 до 130 000 |
— обязательных медицинских осмотров; | ||
— обязательных психиатрических освидетельствований; | ||
— обучения и проверки знаний работника требований охраны труда | ||
Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты |
От 20 000 до 30 000 |
От 130 000 до 150 000 |
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда |
От 2000 до 5000 |
От 50 000 до 80 000 |
Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение |
От 30 000 до 40 000 |
От 100 000 до 200 000 |
Если для большого предприятия данные штрафы не принципиальны, то иной малый бизнес они могут запросто подкосить. Вообще, на наш взгляд, суть штрафов — это соразмерность наказания нарушению, поэтому гораздо разумнее было бы применять какую то процентную шкалу, в зависимости, скажем от выручки.
Если вы впечатлились размером штрафов и решились на проведение данного мероприятия, небольшие подсказки, как провести спецоценку.
1) Ищите в интернете фирмы, занимающиеся данными услугами, выбираете одну из них и заключаете договор. Перед заключением договора потребуйте у них копии документов об аккредитации. Кстати, если компания была аккредитована в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, она вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательной лаборатории (центра), но не позднее, чем до 31 декабря 2018 года (ч.1 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
2) Создаете комиссию, утверждаете график проведения работ.
Для организации и проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах компании ее руководитель издает приказ о создании комиссии, которую должен возглавить он сам или его представитель. Согласно закону в состав комиссии нужно включить нечетное количество работников компании. Среди них обязательно должен быть специалист по охране труда, а также представители профсоюза, если они на предприятии есть (ч.1, 2 и 4 ст.9 Закона N 426-ФЗ). Видимо, если на предприятии из работников один директор, он сам себе и нечетный, и комиссия.
Комиссия должна разработать и утвердить график проведения работ по спецоценке.
3) Определяете перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке.
Комиссии надо определить аналогичные рабочие места (ч.5 ст.9 Закона N 426-ФЗ). Кстати, аналогичными признаются рабочие места, на которых используется однотипное производственное оборудование, действует одинаковый набор вредных (опасных) производственных факторов (ч.6 ст.9 Закона N 426-ФЗ). В ходе проведения спецоценки достаточно оценить 20% аналогичных рабочих мест, но не менее двух (ч.1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).
4) Далее – работа специализированной фирмы, с которой вы заключили договор. Они должны провести идентификацию вредных и опасных производственных факторов. Кстати, в соответствии с частью 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ и пунктом 10 Методики не нужно проводить идентификацию в отношении рабочих мест:
— в связи с работой, на которых сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда;
— на которых, по результатам ранее проведенных аттестаций или спецоценок, были установлены вредные (опасные) условия труда.
Если будут выявлены опасные условия труда, эксперт должен принять решение о замерах уровня вредных факторов. Это необходимо для отнесения условий труда к 3-му или 4-му классу опасности, так как именно от класса (подкласса) теперь зависит тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.
Если вредные (опасные) факторы по результатам идентификации не выявлены эксперт фиксирует отсутствие на рабочем месте вредных (опасных) факторов. Условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В отношении таких рабочих мест работодатель подает декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п.8 Методики).
5) Получаете от экспертов отчет, который утверждается комиссией, и предоставляете декларацию. Декларацию нужно представить в территориальное отделение Роструда не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения Отчета о проведении спецоценки.
Кстати. По общему правилу оценка условий труда проводится не реже одного раза в пять лет (ч.4 ст.8 Закона N 426-ФЗ), если нет оснований для внеплановой оценки. Основания для проведения внеплановой спецоценки условий труда перечислены в статье 17 Закона N 426-ФЗ, например: изменение технологического процесса или состава применяемых сырья и материалов, несчастный случай на рабочем месте и так далее. Если такие обстоятельства отсутствуют, декларация по истечении срока ее действия считается продленной на следующие пять лет (п.4-7 ст.11 Закона N 426-ФЗ).
6) Знакомите работников под роспись с результатами спецоценки (в течение 30 календарных дней).
Кстати. Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (3-й и 4-й класс), имеют право, в частности:
— на повышенную оплату труда — не менее 4% оклада, установленного для соответствующего вида работ с нормальными условиями труда ( ч.2 ст.147 ТК РФ);
— сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ч.1 ст.92 ТК РФ).