- Блог
- Бухгалтерские услуги
- ИП
- Кадровые вопросы
- 21 августа 2024
Индивидуальный предприниматель, Общество с ограниченной ответственностью вправе нанимать всех физлиц. Расширение бизнеса связано с наймом новых людей, что влечёт за собой увеличение неизбежных расходов.
Отношения между нанимателем и исполнителем регулирует трудовое законодательство, нарушение которого грозит неизбежными и немалыми штрафами. Как этого избежать, что должны делать отдел кадров и бухгалтерия, чтобы предотвратить штрафные санкции, попробуем разобраться в этих хитросплетениях и составить краткую памятку, своеобразный чек лист при приеме на работу сотрудника.
Прежде чем приступить к оформлению сотрудников на работу, нужно определиться с формой закрепления отношений между работником и работодателем. Существуют следующие варианты:
Договор ГПХ проще и выгоднее для работодателя по сравнению с трудовым, проще отчётность, меньше расходы. При этом, если трудовые отношения оформлены в рамках ГПД, то нанимателю согласно Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях (статья 5.27 ч.4) грозят штрафы, (тыс. руб): должностное лицо ‒ от 10 до 20, ИП ‒ от 5 до 10, юрлицо ‒ от 50 до 100. Для субъектов малого и среднего предпринимательства штрафные суммы уменьшаются вдвое.
Кроме того, компании будет обязана уплатить доначисленные страховые взносы, а также пени. При подаче иска суд чаще в этой ситуации встаёт на сторону надзорных органов.
Существует общепринятый порядок как принять на работу сотрудника при поступлении.
В определённых случаях может потребоваться справка об отсутствии судимости, результаты медосмотра, прочие документально подтвержденные ответы на запросы нанимателя.
Кроме того, кандидат заполняет пакет заявлений (о приёме на работу, о вычетах на детей, о выбранном способе получения зарплаты), согласие на обработку персональных данных, личную карточку по форме Т-2.
Прием на работу работника оформляется при представлении соискателем всех запрашиваемых документов и их соответствия запросам нанимателя с занесением записи в трудовую книжку.
Комплект документов для личного дела формируется после снятия необходимых копий работником отдела кадров и включает:
Вся документация делопроизводства передаётся руководителю для визирования после подписания их соискателем, который на руки получает копии приказов и второй экземпляр договоров.
Прием на работу (пошаговая инструкция для кадровика) включает также ознакомление будущего работника с правилами и распорядком организации, регламентирующими:
Также принятый персонал знакомится с должностной инструкцией, коллективным договором.
На бухгалтерию возлагается обязанность ежемесячно начислять заработную плату со своевременной выплатой дважды в месяц, не нарушать сроков перечисления по начисленным больничным, отпускам, командировкам, при увольнении.
Деньги работник получает на банковскую карту после перевода денежных средств. При этом информацию о начислениях и удержаниях он получает из расчётных листков, которые выдаются под роспись, или на личную электронную почту. При этом сведения не должны быть доступны лицам, не допущенным к обработке персональных данных. Форма расчётных листков должна соответствовать трудовому законодательству. За нарушение предусмотрен штраф (тысяч рублей): должностное лицо, ИП ─ от одной до пяти, организация ─ от 30 до 50. При повторении нарушения суммы возрастают. Для МСП действует 50% скидка.
В 2024 году изменены формы и сроки подачи отчётов по зарплате. Все работодатели должны предоставлять сведения о начислениях и выплатах в следующие контролирующие органы:
Закон предусматривает для сдачи каждого вида строго определённые сроки, непредоставление отчётов вовремя наказывается рублем, иногда это грозит блокировкой счёта.
Кому и когда нужно сдавать отчётность только в электронном виде:
Форма ЕФС-1 сдаётся сразу после издания приказа о приёме на работу, крайний срок один день. Заполняют её совместно бухгалтер (раздел 1) и кадровик (подраздел 3 р.1 и раздел 2).
Бывает, что небольшие предприятия сдают нулевую отчётность в фонды. Но долго это оставаться незамеченным не может и контролирующие органы потребуют объяснений и придут с проверкой.
Основные правила формирования:
Каждой папке присваивается номер согласно регистрации в журнале личных дел. Законом предусмотрено хранение не менее пятидесяти лет в архиве организации. Для дел государственных служащих, а также открытых до 2023 года предусмотрен предельный срок 75 лет. Сведения о персональных данных хранятся столько, сколько необходимо для их обработки. После увольнения работника данные о нём в течение трёх лет включают в отчётность, а сроки хранения годовых отчётов составляют пять лет. Можно также не хранить копии паспорта, ИНН, прочие, а перенести необходимую информацию в отдельный документ для составления отчётов.
Каким документом оформляется прием сотрудника на работу? Основанием служит составление трудового договора в письменной форме, в 2-х экземплярах, один из которых вручается соискателю. Приказ издаётся, если это установлено внутренним распорядком. Кроме того, проверяются на всех приказах подписи руководителей и наличие отметок об ознакомлении. Затем по описи проверяется наличие всех необходимых документов, сведения о приёме нового работника своевременно передаются в надзорный орган и в бухгалтерию. Наше руководство к действию (прием на работу пошаговая инструкция) поможет кадровику должным образом организовать эту процедуру.
Однако, возможны риски из-за незнания подводных камней, оплошности исполнителя подвергнуться наказанию со стороны проверяющих. Поэтому иногда лучше воспользоваться аутсорсингом для того, чтобы правильно ответить на вопросы, как оформить сотрудника на работу в ООО, ИП и избежать ошибок. Аттестованные специалисты оформят все необходимые кадровые документы, рассчитают зарплату с учётом всех норм последних версий законодательных актов.