Начиная хозяйственную деятельность, требующую регистрации в налоговой, юрлицо обязано организовать бухучёт, который включает фиксацию, расчёт расходов, доходов по строго организованной системе.
Зачем нужен бухучёт
Законодательство Российской федерации вменяет в обязанность юридическим лицам ведение бухгалтерского учёта, формы, порядок которого зависят от особенностей бизнеса. Согласно федерального закона № 402-ФЗ юрлица-резиденты РФ обязаны это делать даже при остановке своей деятельности. При нарушении руководитель предприятия подвергается наказанию (наложение штрафа, дисквалификация сроком до двух лет).
Кроме того, бухучёт необходим для контроля финансовой активности предприятия, оценки устойчивости состояния бизнеса, для привлечения инвестиций, получения кредитов.
Цель бухгалтерского учета ‒ регулярно получать точную достоверную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предоставлять её руководству, а также в контролирующие органы.
В функции главного бухгалтера входит:
- документальное фиксирование хозяйственной деятельности предприятия с соблюдением норм законодательства;
- контроль за ведением бухучёта, составлением отчётности;
- определение текущего финансового состояния, выявление резервов;
- разработка внутренних документов с опорой на федеральные стандарты, законодательные нормы;
- выработка предложений, которые позволят предотвратить убытки.
Основные принципы организации бухучёта
- непрерывное ведение на протяжении существования компании;
- полное отражение в документах бухгалтерского учета всей хозяйственной деятельности в рублях; информация, выраженная в иностранной валюте предоставляется дополнительно;
- своевременное документальное фиксирование всех финансовых операций;
- осмотрительный подход к оценке доходов/расходов, активов/пассивов;
- регистрация всех операций в двух счетах (по дебету и кредиту).
Особенности налогового учета
Законодательство обязывает предприятия вести также налоговый учёт, особенно это касается плательщиков налога на прибыль. Схема его ведения базируется на тех же положениях, что и бухучёт. Главное отличие в признании доходов, расходов. Расчёт остальных налогов осуществляется исходя из специфики облагаемой базы по конкретному платежу. Так, НДС рассчитывают базируясь на счетах-фактурах, а налог на имущество объектов ‒ исходя из остаточной (по данным бухгалтерского учета) или кадастровой стоимости.
С чего начинается постановка бухучёта
Система планирования основных элементов включает разработку различных планов для составления:
- документооборота, который допускает разработку первичной документации, за исключением некоторых официально утверждённых форм;
- счетов, разрабатываемых на основе типовых, принимая во внимание собственную специфику;
- проведения инвентаризации в свете обязательных требований;
- отчётности, которая должна отвечать индивидуальным особенностям предприятия, его налогового режима;
- организации учёта, включающего также использование программных продуктов.
Особенности ведения бухучёта
Понятие методов бухгалтерского учета включает различные приёмы, составляющие и служит для объективного полного отображения предмета бухучёта, хозяйственной деятельности предприятия. Сюда относят:
- документирование представляет собой письменное оформление, засвидетельствование совершённых хозяйственных операций;
- инвентаризация позволяет зафиксировать на определённую дату наличие материальных, товарных ценностей;
- счета нужны для группировки хозяйственных средств и операций;
- оценка необходима для получения и изучения результатов хозяйственной деятельности;
- калькуляция включает расчёт прямых и косвенных расходов, производственных затрат;
- двойная запись выражается в дублировании счетов по дебету и кредиту;
- бухгалтерский баланс обобщает данные о стоимости имущества и обязательствах предприятия; в таблице два раздела: активы и пассивы;
- бухотчётность содержит несколько форм, которые охватывают всю финансовую деятельность компании; необходима как для внутреннего пользования, так и для предоставления по внешним запросам.
Все методы взаимосвязаны, учёт ведут по каждому из них.
Основные средства в бухгалтерском учете в 2025 году будут учитываться согласно ФСБУ 6/2023. К ОС относят актив по следующим признакам:
- материально-вещественное исполнение;
- непосредственная связь с производственным циклом;
- использование предприятием свыше двенадцати месяцев актива, стоящего на балансе, или в рамках циклических операций продолжительностью более года;
- обеспечение дохода.
Основные виды учитываемых ОС: недвижимость, машины, производственное оборудование, компьютеры, хозяйственный инвентарь, автотранспорт. Прочее приравнивается к ОС, если отвечает соответствующим установленным требованиям. Переход на новый Стандарт предусматривает два способа: ретроспективный и перспективный.
Ответственность за постановку бухгалтерского учёта на предприятии лежит на директоре, поэтому он вправе выбрать способ его ведения:
- ведёт самостоятельно, подходит преимущественно для малого бизнеса, при этом руководитель часто привлекает для помощи различные онлайн-сервисы;
- поручает главбуху, тут важно не промахнуться с выбором, важно найти знающего, ответственного, честного сотрудника;
- заключает договор с внештатным специалистом;
- передаёт для исполнения в аутсорсинговую компанию; этот вариант в некоторых случаях наиболее результативный и эффективный.
Преимущества бухгалтерского аутсорсинга
Почему это предпочтительнее для собственника предприятия:
- предоставление возможности сосредоточиться на важных бизнес-процессах, без отвлечения на работу бухгалтерии;
- исключение форс-мажорных обстоятельств, таких как, например, болезнь, увольнение бухгалтера перед проверкой или сдачей отчёта;
- экономия на содержании штатных сотрудников;
- повышение безопасности, исключение вероятности штрафных санкций, прочих наказаний, простоев бизнеса;
- своевременная сдача отчётности;
- соблюдение норм законодательства.
Резюме
Ведение бухучёта для юридических лиц является обязательной нормой. Специфика его организации зависит от конкретных особенностей предприятия. В некоторых случаях удачным выходом из положения может стать передача учётных функций на аутсорсинг, что позволит обезопасить бизнес, вести работу в российском правовом поле без ущерба для финансов предприятия.