За что отвечает бухгалтер - УралАудит

Обязанности любого сотрудника должны быть подробно описаны в должностной инструкции. И тогда не возникнет вопроса, кто за что отвечает. В этой статье подробно рассмотрим, что должен делать бухгалтер, а что не имеет к нему никакого отношения.

Бухгалтер отвечает за…

Грамотное ведение бухгалтерской базы

Содержание данных по бухучёту в надлежащем порядке поможет проконтролировать руководителю финансовое состояние организации, проанализировать расходные и приходные статьи. Хранящаяся информация необходима для правильного составления отчётов и своевременной их подачи в контролирующие органы, начисления налогов. Вовремя замеченные незначительные огрехи исправимы и не служат сигналом опасности. А вот если их много, то возникает законный вопрос: а хорошо ли человек владеет программным обеспечением (чаще всего это программа 1С) и насколько ответственно относится к выполнению своих обязанностей.

Полноценное отражение фактов

Зачастую аутсорсер сетует на то, что нет необходимых документов и проводит только то, что есть в наличии. Однако хороший специалист точно знает, чего конкретно не достаёт и может это потребовать предоставить. Можно действовать по принципу работы сигналов светофора:

  • зелёный ‒ запросить недостающие документы при помощи списка, составленного автоматически программой или вручную и передать его ответственному лицу;
  • жёлтый ‒ если результата нет, то стоит обратиться в письменном виде с запросом к непосредственному начальству с отметкой о получении;
  • красный ‒ готовится и отправляется сообщение/докладная записка вышестоящему начальству с подробным описанием возможных неприятных последствий не предоставления нужных документов.  

Если и после красных сигналов нет реакции, то теперь за все промахи, за бездействие отвечает руководитель компании.

В нашей фирме, перед сдачей отчетов мы обязательно сверяем с заказчиками дебиторскую и кредиторскую задолженности, на основании чего выявляем недостающие или лишние входящие и исходящие документы.

за что отвечает бухгалтер, фото 1

Правильность учёта

А что в бухгалтерской деятельности правильно и неправильно? На этот вопрос затрудняются ответить иногда даже сами проверяющие. Поэтому важно сразу понять, насколько кандидат в бухгалтера способен не только скрупулезно вести бухучёт, но и решать спорные вопросы, отстаивать свои позиции в судебном порядке. Если бухгалтер не решительный, мягкий, ему трудно оставаться один на один с такими проблемами, он не пойдёт работать туда, где возможно возникновение конфликтных ситуаций и разборок в суде.

Своевременное предоставление отчетности

Существует два типа людей. Первый всё готовит заранее, не дотягивает до последнего момента, второй же занимается отчётностью в последние дни. Если руководитель педантичный и обязательный, не стоит брать на работу главбуха, который как должное воспринимает подготовку отчётов в последний день. Не сработаетесь. Если же и директор всё откладывает на потом, то бухгалтерия обязана работать как часы, без просрочек и отсрочек. Вообще своевременная сдача отчётности ‒ прямая обязанность бухгалтера, это даже не обсуждается.

Своевременное перечисление налогов

В обязанности бухгалтера входит вовремя сформировать платёжные документы и передать их на оплату. Если этим занимается руководитель (чаще это происходит, когда бухгалтерия на аутсорсе), то не грех ему напомнить о сроках оплаты, чтобы они не затерялись в общем потоке задач, стоящих перед директором, и он вовремя нажал на кнопку оплатить.

Разборки с лицевым счётом

Основной документ, характеризующий взаимодействие налогового органа и налогоплательщика, содержит информация о переплатах и недоимках. Если сумма в плюсе, то она живёт по законам налоговой, а вот если в минусе, тут возникают проблемы для компании.  Придётся разбираться, чья тут ошибка: налоговой, программного обеспечения или что еще послужило причиной этого казуса. И только главный бухгалтер в состоянии заниматься регулярным контролем лицевого счёта. Не директор же будет разбираться в дебрях сверки. Обязательных требований к срокам проверки не существует, но неплохо было бы проделывать это хотя бы один раз в квартал.  

Коммуникация с СФР, ФНС, Росстатом

Если любую бумажную работу, связанную с общением со сторонними организациями навешивают на бухгалтера, то это неправильно. Это возможно, если только предварительно было оговорено в функционале сотрудника или относится к аутсорсеру, обязанному договором.

Бухгалтер отвечает за взаимодействие только с тремя инстанциями: Федеральная налоговая служба, социальный фонд России, Федеральная служба государственной статистики. Только главбух в состоянии дать компетентные ответы на их запросы.

А вот это находится вне зоны ответственности бухгалтера

Разработка схемы снижения налоговых отчислений

Главное, что это незаконно. Если налоговая обнаружит нарушение законодательства, то наказан будет директор. И кроме того, нужны дополнительные возможности, чтобы такую схему реализовать. Бухгалтеру, даже главному это не под силу. Но оптимизацией налоговых отчислений в рамках закона обязаны участвовать как главбухи, так и аутсорсеры.

Ведение управленческого учёта

Для хорошего бухгалтера главное ‒ документальное подтверждение любой проведённой операции, над ним всегда нависает угроза штрафов, наказаний от контролирующих органов. Финансист же на основании фактической информации помогает правильно оценить эффективность бизнеса, принимать руководству верные стратегические решения. Для первого сотрудника характерно подстраховочное мышление, для второго важно грамотно выстраивать финансовую политику учреждения.

Наша фирма, в том числе ведет и управленческий учет, что тем более важно при наличии нескольких собственников.

Всё, на что не распространяются полномочия

Руководителю необходимо чётко разграничивать задачи, стоящие перед сотрудниками, нельзя обязывать заниматься тем, что не входит в их функции. Поэтому изначально надо определиться, за что отвечает бухгалтер на предприятии и не занимать его делами, не входящими в круг его обязанностей. Казалось бы банальность, но в реальности этими прописными истинами пренебрегают сплошь и рядом. Поэтому бухгалтер вправе выполнять только ту работу, которая ограничена рамками его должности.

Например, ведение кадрового, воинского учета возлагают на главбуха, что не соответствует его функционалу.

В нашей фирме при начислении заработной платы мы ведем минимальный кадровый учет, а именно: подготавливаем трудовые договоры, приказы, графики отпусков.

Можем за дополнительную оплату вести или восстановить полный кадровый учет.

Должен ли бухгалтер заниматься договорами

Заключение любого контракта начинается с согласования его проекта. Руководитель поставит под ним свою подпись, когда будет уверен в его точности, актуальности. Поэтому его предварительно изучают юрист и главбух, если это относится к его сфере деятельности. Главный бухгалтер должен давать оценку экономической целесообразности и давать рекомендации в части налогового законодательства.

Заранее, на берегу обсуждайте с сотрудником его обязанности

Главный вопрос, который возникает ещё на этапе собеседования с соискателем ‒ это за что отвечает бухгалтер в организации. Чтобы понять к чему готов кандидат, можно:

  •  провести короткий тест, опираясь на основные положения этой статьи;
  • если человек согласен нести выше обозначенную ответственность, то должно заключить договор с аутсорсером или подписать с будущим штатным сотрудником составленную с подробным описанием функционала должностную инструкцию;
  • если не готов, узнать почему и, возможно прийти к обоюдному соглашению;
  • для некоторых возможно подойдёт включение пункта о штрафном бремени по вине бухгалтера или руководителя.

Все договоренности должны быть письменными и оформлены должным образом в официальном порядке. Только тогда можно говорить хоть о какой-то защищенности своего бизнеса, а также прав сотрудника. 

Тамара

Форма обратной связи

Email*

Ваш телефон*

Напишите тему обращения

Я принимаю условия пользовательского соглашения
Ответим в течение 1-го рабочего дня


Наверх Яндекс.Метрика