Ведение бухгалтерского учета ИП на патенте
Законодательство Российской Федерации предоставляет индивидуальным предпринимателям ряд послаблений, в частности необязательным является ведение бухучёта на патенте. Однако это не отменяет документальное оформление поступающего дохода, своевременную отчётность по уплаченным взносам и НДФЛ по наёмным сотрудникам.
Плюсы патентной системы налогообложения
- Предприниматель самостоятельно выбирает срок действия патента в зависимости от состояния и возможностей бизнеса, в условиях постоянно меняющихся рыночных условий;
- отсутствует необходимость в заполнении и сдаче налоговых деклараций по доходам;
- регионы могут предоставлять дополнительные льготы;
- ведение учета не требуют значительных усилий и траты времени;
- перечисленные страховые взносы уменьшают стоимость патента.
Минусы ПНС
- Доступен только предпринимателям, занимающимся коммерческой деятельностью по п.2 ст 346.43 НК РФ;
- существующие ограничения по видам деятельности, числу сотрудников, занимаемым площадям, т.д.
Условия применения патентного налогообложения
Перейти на ПСН разрешается законом, если деятельность:
- зарегистрирована в качестве ИП;
- приносит доход в год не более шестидесяти миллионов рублей;
- осуществляется при наличии не более пятнадцати работников;
- допускает патентное налогообложение.
При этом каждый вид деятельности и регион предполагает получение отдельного патента.
Особенности бухучёта ИП на патенте
- Обязательная документальная фиксация всех финансовых операций по получению дохода. Превышение порогового дохода в 60 млн. руб. влечёт за собой прекращение действия патента. При этом возвращается режим УСН, если действовал ранее, или налог рассчитывается по ОСНО. Если отсутствует книга дохода, вступают в силу штрафные санкции и налоговая рассчитывает доход, исходя из предыдущих показателей, или берет за основу усреднённые цифры в этой области.
- Максимальный срок действия патента составляет один год, после продлевается в заявительном порядке.
- Налоговая ставка устанавливается законодательством субъекта в фиксированной сумме для каждого вида деятельности, не взимается НДФЛ, НДС, налоги на имущество.
- Заполнять кассовую книгу, согласно Указаниям Центробанка РФ № 3210-У от 11.03.14 г., не требуется, хотя можно вести кассу для контроля наличных средств.
- Предельное число сотрудников. Лимит составляет пятнадцать человек, куда входят работающие по трудовым, гражданско-правовым договорам, по совместительству. Кроме учёта кадров ведётся почасовой подсчёт рабочего времени.
- Соблюдение правил при работе со своим расчётным счётом. Не допускается денежный оборот в его обход. Не рекомендуется снятие крупных сумм.
- Отсутствие работников исключает взаимодействие с трудовой инспекцией. Важным остаётся своевременное продление патента и фиксация доходов.
Переход на патент
Для начала необходимо подать заявление в налоговые органы за десять дней до применения патентного режима. Необходимая документация при работе с сотрудниками подаётся отдельным пакетом, сформированным на основании установленных требований. После пятидневного рассмотрения поступает ответ, который разрешает или обоснованно запрещает ПСН. Использование онлайн-кассы в общем режиме, кроме предоставления оговорённого перечня услуг, это касается и ИП без работников.
Книга учета доходов
При патентном налогообложении необходимо регулярное заполнение книги при получении дохода в рамках заявленной деятельности, это входит в обязанности предпринимателя согласно ст. 346.53 НК РФ. Форма утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2012 за № 135н. Включены графы, содержащие порядковый номер и описание операции, данные по первичному документу.
При наличии нескольких патентов законодательством допускается ведение как отдельной, так и общей Книги доходов в бумажном или электронном виде. Второй вариант требует распечатки в конце года. Документ не сдаётся, однако может быть затребован налоговой инспекцией в случае проверки. При отсутствии регистра налагается штраф до тридцати тысяч рублей.
Где заказать ведение бухучета ИП на патенте?
ООО «АФ «Урал-Аудит», компания с многолетним опытом работы, предлагает бухгалтерское обслуживание, стоимость которого зависит от особенностей и масштаба вашего бизнеса, организационно-правовой формы. Наши сотрудники непрерывно следят за изменениями в законодательстве, регулярно повышают свой квалификационный уровень, поэтому высокопрофессионально решат все документальные вопросы без участия предпринимателя. Даже при такой несложной патентной системе налогообложения существует ряд «подводных камней», например, предприниматель:
- при заполнении Книги доходов зачастую неверно определяют выручку, которую включает при расчёте предельного дохода, разрешающего применение ПСН;
- совершает сделку, не попадающую под действие патента;
- не соблюдает сроки сдачи отчётов по сотрудникам в фонды пенсионный и социальный фонды страхования, ИФНС;
- неправильно оформляет первичную документацию;
- не работает с ККТ, эквайрингом, когда это необходимо;
- не знает о существовании законодательных ловушек;
- прочее.
Поможем разобраться в разных системах налогообложения, подобрать наиболее подходящую, обеспечим подготовку к налоговой проверке, представим вашу компанию в органах ФНС, ПФР, ФСС.